Ты точно взрослый?
Как понять, кто сейчас перед Вами: взрослый или ребенок?
Современная психология исходит из того, что любая личность содержит в себе такие структуры \ роли как: родитель, взрослый и ребенок. В разных ситуациях человек в большей степени отыгрывает одну из этих ролей. Это относится и к общению \ взаимодействию людей. Когда роль адекватна ситуации, то проблем, как правило, не возникает. Когда мы наставляем своих детей или людей с объективно меньшим жизненным опытом — мы говорим с позиции «Родитель». Равный с равным — с позиции «Взрослый». Когда мы дурачимся, веселимся, играем — «Ребенок».
Но нередко в ситуации требующей взрослого подхода один из ее участников, а то и оба, фактически уходят в позицию «ребенок». С ребенком по многим взрослым вопросам договориться невозможно. Важно понимать, кто перед вами сейчас на самом деле, невзирая на формальный возраст. Если человек не задумываясь говорит о себе в страдательном залоге: меня раздражает, меня бесит и т.д. — т.е., что-то извне определяет его состояние, то это ребенок. Взрослый говорит в действительном залоге: я раздражаюсь, я злюсь, … Любой психолог или психотерапевт в своей практике постоянно с этим сталкивается.
Другой показатель, что перед вами взрослый, но, по сути, ребенок — стремление упрощать объективно неоднозначные вещи. «Так ты за меня или против?», «Ты согласен со мной или нет?», «Это хорошо или плохо?». Уравнение жизни для ребенка: или — или. Взрослый — тот, кто способен воспринимать мир в его объективной сложности, неоднозначности. Н.п.: «В этом я с тобой согласен, в этом — нет, а об этом еще не имею определенного мнения». Его уравнение : и — и — и, когда одновременно справедливы сразу несколько утверждений, в зависимости от контекста и ракурса.
Если Вы выбрали взрослую позицию и рядом такой же человек, то, как минимум, вы сможете обсудить любые вопросы и, если даже не придете к согласию, то хотя бы будете понимать, почему и есть ли условия, при которых это возможно. Если же один или оба, несмотря на заявления, что он взрослый, по факту исходит из описанных выше детских моделей отношения к себе и другим, то договориться по серьезным вопросам вряд ли получится.
Одна из задач психолога и психотерапии как процесса личностного роста — помочь человеку осознать, из какой позиции он на самом деле исходит в той или иной ситуации: родительской, взрослой или детской — и какая была бы в той ситуации наиболее адекватной.