Приёмы экстренной психологической помощи

Приёмы экстренной психологической помощи

Мужчина (Арсений) тридцати с небольшим лет, преподаватель известного в СПб ВУЗа. Так случилось, что один нерадивый, но наглый студент полностью вывел его из равновесия, пытаясь шантажом заставить преподавателя поставить ему зачёт по курсовой работе.

Повод для шантажа откровенно смехотворный — как по моему мнению, так и мнению юриста, к которому Арсений счел необходимым обратиться, из-за перегруженности делами кафедры он был вынужден отменить несколько занятий. Формально — нарушение учебного плана, но в реалии так происходит у всех и постоянно и мотивированным студентам это не мешает сдавать работы вовремя, тем более, что в другое время преподаватель готов заниматься со всеми желающими, кому нужна помощь в его предмете.

В итоге психика Арсения пошла вразнос: он даже потерял сон. В ходе консультации мы выяснили, что ситуация со студентом-шантажистом была лишь спусковым крючком для активизации более глубокой причины такой сильной тревоги. Был момент в подростковом возрасте когда он пережил острое чувство вины из-за непредумышленного причинения вреда другому человеку. В актуальной ситуации под тревогой тоже оказалось чувство вины: формально, но всё же правила нарушал.

Нужен был оперативный метод снятия напряжения и высокой тревоги — уже завтра Арсений должен был лицом к лицу встретиться с этим студентом. А в его присутствии он, по его словам, чуть ли не сознание терял. Я попробовал технику ДПДГ (десенсибилизация и переработка психотравмы движением глаз), оно же — EMDR (eye movement desensitization and reprocessing). Я объяснил, что и зачем буду делать. По началу Арсений забеспокоился (он вообще беспокойный), спросил, не собираюсь ли я его загипнотизировать. Ответил: «Может, и не плохо было бы, но не умею …» Юмор — верный помощник.

В итоге через несколько сеансов пассов (использовали движение глаз) и проговаривания описания травмировавшей ситуации положительная динамика была видна. В конце сессии Арсений сам согласился, что его реакция на ситуацию чрезмерна и нерациональна. Он ощутил себя гораздо увереннее, представляя встречу с шантажистом. На следующий день он написал мне, что, наконец-то, смог нормально поспать. Нет, совсем чуда по мановению руки, в ДПДГ вообще множества мановений, — не случилось. Очевидно, что нужна ещё немалая работа с глубинными причинами чрезмерного чувства вины и ее следствия — тревоги. И всё же, как метод оперативного выведения из кризисного состояния, ДПДГ работает.