Психолог при аэрофобии.

Психолог при аэрофобии.

Запрос от клиента: «Боязнь полётов. Мне необходимо с этим справиться. Через неделю мне лететь».

Сразу вспомнил один мой полёт, вернее, ещё только посадка в самолёт: два парня несут к трапу третьего, пьяного до потери сознания. У трапа их тормозят, они доказывают, что их приятель не буйный, вообще хороший, но иначе полёт не перенесёт. Бортпроводники выслушали со вниманием, вызвали на подмогу полицию и друзей развернули обратно… А мы попробуем справиться по-другому, без алкогольной комы. Приглашаю на кухню психолога. Посмотрим, что и как там готовится.

Мария: «Я вообще очень много летаю. Живу на севере и по работе много командировок по всей России. Ну и на отдых тоже летаем»

— «И что, всегда при этом так сильно нервничаете?»

— «Нет, это пять лет назад началось»

— «А что случилось?»

— «Не знаю. Но вдруг стала испытывать ужас в самолете. С каждым разом всё хуже. Мне скоро лететь, а я не уверена, что смогу»

— «Можете вспомнить, когда почувствовали этот ужас впервые?»

— «Наверное, когда летели над Индией. Это внутренний рейс. Самолёт попал в турбулентность, как будто в яму провалился. Сильно затрясло, дети стали кричать, заплакали. Трясло и раньше, но тут мне не по себе стало»

— «А что было не так, как раньше?»

— «Не знаю. Самолёты часто трясёт, попадают в эти — воздушные ямы, вроде»

— «А что Вы чувствуете в теле, когда приходит этот ужас?»

— «Дышать тяжело. В груди и голове сильная тяжесть. Ладони потеют»

— «Попробуйте вспомнить, когда ещё вы испытывали такие ощущения»

— «Не помню такого. Я вообще по жизни всегда активная была, ничего не боялась»

— «Хорошо. Не напрягайтесь. Наоборот, расслабьтесь и просто подождите, что само всплывёт в сознании, когда вы вспоминаете пережитые ощущения: Дышать тяжело. В груди и голове сильная тяжесть. Ладони потеют»

— «Почему-то вспомнилось, как в детстве с дерева упала».

— «Как и когда это случилось?»

— «Мне лет 11 было. Сорви голова. Думала, что забыла, а тут вспомнилось»

— «А почему вспомнилось?»

— «Не знаю. Да, вспомнила, что тоже было не вздохнуть. Упала лицом в землю, грудь отбила, ладони рассадила.»

— «Что ещё вспоминается об этом случае?»

— «С приличной высоты упала. Где-то на уровне второго этажа пятиэтажки. Вокруг подружки стояли. Рассказывали, что перепугались сильно, побежали родителей звать. думали, что я умерла. Оказывается, столько помню»

— «А что подружки делали, когда Вы упали?»

— «Не помню. Помню, лежу, как будто все звуки выключились. Испугалась сильно»

— «Как думаете, что делают маленькие девчонки, когда их что-то сильно пугает?»

— «Орут, понятно»

Все мы родом из детства. Некоторые наши проблемы — оттуда же. Таким оказался и внезапно появившийся страх полётов. Дальнейший разговор дал понять, что Мария боится не вообще находиться в летящем самолете, а резких перепадов высоты: воздушные ямы, турбулентность, посадка. Актуализировался недопережитый детский страх после падения с дерева. Это как раз было резкое падение вниз, сопровождавшееся криками детей — тогдашних подружек. Но одного понимания причины недостаточно, чтобы избавиться от последствий. В данном случае — неконтролируемого страха. Далее мы провели сеанс ДПДГ (десенсибилизация психотравмы движением глаз) — ещё один полезный инструмент на кухне психолога.

Что я, собственно, хотел показать? — Что фобии \ страхи действительно можно преодолеть, а водка-терапия — не единственное средство.

Через две недели я получил сообщение от Марии: «Владимир Петрович добрый вечер. Занятия помогли: три перелёта я провела более-менее спокойно, по крайней мере, не было слёз. Давала себе установку, что все будет хорошо и это не страшно, боролась с собой как могла ))) Спасибо, буду дальше пытаться себя перенастроить»