Помощь психолога при неврозе

Помощь психолога при неврозе

Голос совсем тихий, на лице почти нет эмоций. 27-летний симпатичный парень. Отец двух детей, автомеханик. У меня ведь всё хорошо: люблю жену, детей, маму, неплохая работа, есть друзья — рассказывает Андрей. Но уже больше двух лет периодически накатывает головокружение, удушье, сильная тревога, страх, прошибает пот (т.е., классические признаки панической атаки). Врачи раз за разом говорят, что с организмом всё в порядке. Да он и выглядит физически крепким.

Что тревожит, беспокоит, что хотели бы изменить в своей жизни? — спрашиваю. Да, вроде, всё хорошо: жена, дети, работа — повторяет, как мантру. Ну вот зарплату бы ещё побольше. А чему мешает существующая зарплата? — не можем снимать своё жильё, живём в одной квартире с мамой. Когда в небольшой квартире две хозяйки, это по определению не просто, конфликты неизбежны … Нет, у нас всё хорошо, никаких скандалов. Т.е., всё всех устраивает? В общем, да — считает Андрей. При этом всё больше трёт лицо, кадык ходит ходуном, глаза периодически влажно блестят. Видно, что он сдерживает прорыв своих реальных чувств. «Врачи подтверждают, что Вы здоровы. Сами утверждаете, что у Вас в жизни всё хорошо. Почему тогда стали появляться такие состояния и почему именно два с половиной года назад?» — «Я не понимаю, ведь всё хорошо …». Психологу понятно, что под этим «всё хорошо» лежит сильный внутренний конфликт, кричащее несогласие с тем, как приходится жить и категорический запрет это осознавать. Я здоров, у меня всё хорошо. Вот только эти постоянные накаты тревоги, страха, головокружения … Голос тихий, глаза блестят, часто как бы сглатывает, иногда на лице грустная улыбка. Это и есть лицо острого невроза.

Волшебной таблетки от этого нет. Но если дискомфорт слишком тяжёл, на такой период может быть обоснована медикаментозная поддержка (антидепрессанты, транквилизаторы). Их должен назначать квалифицированный медик — психотерапевт. Андрей их принимал и тот период это помогло по его словам, но после окончания курса (а это не может быть постоянным), всё вернулось обратно. Препараты помогают выравнивать гормональный фон, сдерживать или компенсировать слишком мощные выбросы, н.п., гормонов стресса, но не могут устранить основную причину — базовый внутренний конфликт, настолько болезненный, что личность не готова допустить его осознание. Но всё-таки это преодолимо. Почти всегда оказывается, что то, что так пугало, от чего так хотелось отгородиться, прорвавшись наружу, не оказывается полной катастрофой: отношения с действительно близкими людьми не рушатся, правда, даже горькая, никого не оскорбляет и не унижает, всё бросать и исчезать не надо … Путь к такому осознанию бывает не быстрым и не лёгким, но это путь к истинному исцелению.